ПУТЬ ЖЕЛАНИЯ
Из глубин ада к звездам с Александром Филоненко
(блок из 5-ти занятий)
Глава I: АД.ПРЕОДОЛЕНИЕ
АД
Чистилище I
ЧИСТИЛИЩЕ II
РАЙ
Из глубин ада к звездам
В I главе «Ад. Преодоление» вы узнаете, почему страсти возникают из-за конфликта сердца и разума, как чувство меры помогает преодолеть невоздержанность, какова природа насилия и почему оно побеждается ненасилием, как понимание структуры доверия способно разрушать обман и как самое тяжелое состояние души - предательство лечится свободой.
История надежды и милосердия
Во II главе «Чистилище. Часть I. Очищение» вы узнаете, почему дантовский рай начинается тут, в месте, где все уже спасены, как надежда «высоты» воспитывает райский взгляд, как зрение открывает путь к обретению настоящего смирения и побеждает гордыню, почему именно слухом преодолевается зависть и каким образом кротость и миротворчество преображают гнев.
В разработке
В разработке
О КУРСЕ
Созданная Данте космология мира, скульптурно очерченная в Аду, живописно - в Чистилище и музыкально - в Раю, представляет для наших современников удивительную возможность не только проследить путь человеческого желания, но и самостоятельно его пройти, запечатлеть внутри себя опыт того, что происходит, когда мы оказываемся не на высоте собственных желаний (Ад), как происходит очищение желания (Чистилище) и как мы, открывая новые горизонты и высоты, приобщаемся к чистоте желания (Рай).

Курс «Путь желания» - это воссозданное путешествие по "Божественной комедии" Данте из глубин ада к звездам, из безнадежности к надежде и милосердию, из страха к любви и чистоте.

Философ и богослов Александр Филоненко готов стать вашим проводником в мир «Божественной комедии», вместе с вами пройти свой уникальный путь желания через недвижимость Ада в скоростной Рай и звездам.

В курсе вы расширите свое представление о собственном нравственном ландшафте, поймете, почему трилогия «Божественной комедии» - это не путешествие души после смерти, а состояния, ежедневно испытываемые нами и потому требующие более внимательного исследования.

В I главе «Ад. Преодоление» вы узнаете, почему страсти возникают из-за конфликта сердца и разума, как чувство меры помогает преодолеть невоздержанность, какова природа насилия и почему оно побеждается ненасилием, как понимание структуры доверия способно разрушать обман и как самое тяжелое состояние души - предательство лечится свободой.

Курс "Путь желания" - это практическое руководство в форме аллегории, призванное помочь справляться с ежедневными испытаниями и искушениями, с которыми мы неизбежно сталкиваемся на пути реализации собственных желаний.
АЛЕКСАНДР ФИЛОНЕНКО
Александр Филоненко — физик, богослов, доктор философских наук, доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского университета им. В.Н. Каразина, преподаватель Института религиозных наук им. св. Фомы Аквинского (Киев), обладатель премии Фонда Темплтона за курс лекций "Наука и богословие" (The Science and Religion Course Program of Center for Theology and the Natural Sciences (CTNS, USA)).
Автор книг: "Присутствие Другого и благодарность" (2018), "Жизнь для меня - Христос. Митрополит Антоний Сурожский" (2015).
Спикер курса
Франко Нембрини, итальянский педагог
Ольга Седакова, поэт и переводчик
Бальтазар Ханс Урс фон, католический богослов
Поль Клодель, религиозный писатель
Рене Жирар, французский философ, культуролог, литературовед
Луиджи Джуссани, итальянский богослов
Сергей Аверинцев, советский филолог
Ханна Арендт, немецко-американский философ
Глава I: АД. ПРЕОДОЛЕНИЕ
"АД - СКУЛЬПТУРЕН"
Фридрих Шеллинг
О. РОДЕН. ВРАТА АДА. 1880–1917. ГИПСОВАЯ ОТЛИВКА. МУЗЕЙ РОДЕНА, ПАРИЖ
1. ХОЛМ В ЛЕСУ И ПРИРОДА ЖЕЛАНИЯ
«И оказался я в сумрачном лесу…»

Первая же строчка «Божественной комедии» воссоздает в нашем воображении образ потерянного, разочарованного в своих прежних ориентирах, испытывающего растерянность и страх человека. Что делать? Куда идти? Как выйти из этого состояния «сумрачного леса»? Встретившийся на пути Данте-героя его кумир, поэт Вергилий предлагает нетривиальное решение - идти не на свет, а отправиться в ад.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет об особенностях такой «человеческой ситуации», причинах попадания в нее и о том, почему ее первопричина кроется в природе человеческого желания.

На встрече вы узнаете, почему выйти из сумрачного леса можно лишь, выбрав новую дорогу, которая лежит через Ад, какую роль в этом путешествии оказывает Проводник, что такое лимб и почему там уютно чувствуют себя философы.
СМЫСЛЫ
-1-
Преддверие Ада и души нерешительных
-2-
Лимб (1 круг Ада) и безболезненная скорбь
-3-
Рысь, лев и волчица как метафизические символы «прошлой» жизни
-4-
Живой пример Вергилия и смирение перед новым путем
Если это не сад -
разреши мне назад,
в тишину, где задуманы вещи.
— Ольга Седакова
2. ЖЕЛАНИЕ И МЕРА
Невоздержанность как пассивность или отсутствие меры.

Первые 2-5 круги Ада заполнены душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Грани этого греха предстают в виде сладострастия, обжорства, скупости/растостительства, гнева/уныния. Среди носимых диким вихрем Данте видит также Франческу и ее возлюбленного Паола, павших жертвой запретной любви друг к другу.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, почему возникает невоздержанность, как она связана с конфликтом сердца и разума, почему любовь может не только спасать, но и губить, и какие ключи дает Данте для преодоления расточительства и формирования чувства меры.

На встрече вы узнаете, какую структуру Ада создает Данте, почему невоздержанность относится к первому разряду страстей и почему Вергилий выступает символом разума, усмиряющего страсти сердца Данте-героя.
СМЫСЛЫ
-1-
Полу-порочность или невоздержность
-2-
Сердце и разум - начало преодоления разногласий
-3-
Франческо и Паоло - история сладострастной любви
-4-
Минос и сладострастники.
И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.
— Данте "Божественная комедия" (Ад, Песнь Пятая)
3. ЖЕЛАНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НАСИЛИЯ
Итак, мы находимся в Нижнем Аду, в граде Дита, где мучаются насильники, то есть те, кто, в отличие от невоздержанных из верхних ярусов, творил зло с участием собственной воли.

Вход в Град Дита удивительно труден. Эта защита границ зла заставляет задуматься. Вот что пишет об этом Ольга Седакова:

«То, что глубина Ада сопротивляется знанию человека, похоже на правду. Чтобы совершить грех - нужно не видеть его природы - так, как эта природа открывается глазам Данте. Откровение зла состоит в том, что мы с полной ясностью видим, какое это великое страдание для того, кто это зло совершает. Спуск в глубину Ада так труден, потому, что это не что иное, как путь спасения. Не только личного спасения Данте, задуманного Беатриче, но и определенной возможности спасения для его читателя. Увидеть зло в его открытой природе кое-что значит!»

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет о природе насилия и о том, как оно преодолевается ненасилием.

На встрече вы узнаете о 3-х поясах 7-го круга насилия, символе Минотавра, охраняющего вход в круг, вонзающим зубы в себя самого и обессиленного внутренним гневом, и о силе бессилия, освобождающего человека от пут насилия.
СМЫСЛЫ
-1-
Подобие-порочность или зверство
-2-
Пьер делла Винья- жертва клеветы и образец верности суверену
-3-
Тирания и предательство волей
Я видел погрузившихся по брови.
Кентавр сказал: "Здесь не один тиран,
Который жаждал золота и крови:

Все, кто насильем осквернил свой сан.
Здесь Александр и Дионисий лютый,
Сицилии нанесший много ран.
— Данте "Божественная комедия (Ад, Песнь Двенадцатая)
4. ОБМАН И СТРУКТУРА ДОВЕРИЯ
Данте неслучайно помещает обманщиков на нижние ярусы Ада, после насилия. Сотворенное зло, причиняющее вред не только самому человеку, но и другим людям, для итальянского мастера поэзии один из самых тяжких грехов, потому что подрывает важное чувство доверия к людям и миру, без которого невозможно сотворение мира. Данте распределяет обманщиков по 10-ти щелям, схожесть которых в том, что там находятся только те, кто обманул не доверившихся. Здесь и сводники/обольстители, льстецы, святокупцы, гадатели, взяточники, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора и фальсификаторы.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, почему обман бьет не по «кошельку», а по доверию, из-за чего подрывается важнейшее благо - человеческие отношения, в чем разница между вероломством и воровством, а также почему обман преодолевается доверием.
СМЫСЛЫ
-1-
Злопазухи или злые щели
-2-
Обман как предтеча предательства
-3-
Доверие и радость сотворения отношений
Это поэма о жизни, а главной темой жизни является тема милосердия. Я иногда хожу читать Данте в тюрьмы. Есть одна группа заключенных с пожизненным сроком, и однажды мы с ними
читали «Чистилище». Когда я уже собирался уходить, один из них ― один из тех, кто больше никогда не выйдет из тюрьмы, ― подошел ко мне и сказал: «Простите, профессор, Вы не можете уйти, пока не ответите мне на один вопрос. Скажите мне, неужели это и обо мне
тоже…», ― и прочитал мне вот эти строки:
Мои ужасны были прегрешенья;
Но милость божья рада всех обнять,
Кто обратится к ней, ища спасенья.26)
— Франко Нембрини "Данте и милосердие"
5. ЖЕСТОКОСТЬ И ДАР СВОБОДЫ
Центр для Дантовской физики - это не геометрический центр, а то, что побуждает, начинает движение - перводвигатель. Чем дальше от движения, тем дальше от Бога-перводвигателя. Именно поэтому неподвижный Люцифер находится в самом низу Ада, в 9-м круге. Именно туда Данте помещает предателей. У Данте предательство - тягчайший грех. Здесь те, кто обманул доверившихся: предатели родных, предатели родины, предатели друзей. Все они вмерзли в огромное ледяное озеро под названием Коцит. В его центре, в сердцевине ада - Люцифер, который в трех пастях держит трех главных предателей - Иуду, Брута и Кассия.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, почему предательство страшнее насилия, почему его простить тяжелее всего и как оно преодолевается даром свободы.

На встрече вы узнаете, как рождается жестокость предательства и почему оно становится возможным из-за сделки насилия с разумом и что является ключом освобождения из ледяного озера недвижимости желания.
СМЫСЛЫ
-1-
Предательство и ледяное озеро
-2-
Сделка насилия с разумом
-3-
Люцифер и пояс Каина
-4-
Предательство и освобождающий дар
"Ключевое слово ко всей поэзии Данте — Любовь. Его он видит начертанным на дверях Ада, и оно ведет Алигьери в его странствии по трем сферам загробного мира. Это оно, как объясняет нам поэт в загадочных и пленительных стихах, составляет тайну "Нового искусства", оно облекло его рассказ в торжественные, упоительные терцины, в тот завораживающий поэтический ток, чью сокровенную и высочайшую нежность не могут исказить даже ужаснейшие видения.
— Поль Клодель
Close
Close
У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
автор The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone
Александр Филоненко:
"ОШИБКИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДНИМ СЛОВОМ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО-ТО БОЛЬШЕ..."
Место
Attic Space: м.Университет, бульвар Тараса Шевченко, 36а
(Ориентир: дверь между кафе "Сплетни" и Львовской мастерской шоколада. Нажмите верхнюю белую кнопку для входа и поднимайтесь на самый верхний этаж)
Дата и Время
Даты занятий: 10 сентября, 17 сентября, 24 сентября, 1 октября, 8 октября
Начало занятий — 19.30
Продолжительность — 2-2,5 часа
Стоимость
Одно занятие — 350 грн.
Оплата в день мероприятия - 400 грн.
Полный курс за 4 занятия (со скидкой) - 1500 грн.
Студенческий (при предъявлении студенческого билета) — 200 грн.
Групповой билет
Я + Друг (Друзья) - за одно занятие 300 грн
Хотите первыми узнать о появлении программ следующих частей курса "Чистилище", "Рай" ?
Оставьте ваши контактные данные, - с вами свяжутся.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Путь желания. Из глубин ада к звездам с Александром Филоненко
С вами свяжутся, как только будут разработаны программы следующих частей курса: "Чистилище", "Рай"
THE VIRTUOSO
Просвещение красотой мира, которая облагораживая - преображает