ПУТЬ ЖЕЛАНИЯ
История надежды и милосердия
с Александром Филоненко
(блок из 5-ти занятий)
Глава II:
ЧИСТИЛИЩЕ I.ОЧИЩЕНИЕ
АД
Чистилище I
ЧИСТИЛИЩЕ II
РАЙ
Из глубин ада к звездам
В I главе «Ад. Преодоление» вы узнаете, почему страсти возникают из-за конфликта сердца и разума, как чувство меры помогает преодолеть невоздержанность, какова природа насилия и почему оно побеждается ненасилием, как понимание структуры доверия способно разрушать обман и как самое тяжелое состояние души - предательство лечится свободой.
История надежды и милосердия
Во II главе «Чистилище. Часть I. Очищение» вы узнаете, почему дантовский рай начинается тут, в месте, где все уже спасены, как надежда «высоты» воспитывает райский взгляд, как зрение открывает путь к обретению настоящего смирения и побеждает гордыню, почему именно слухом преодолевается зависть и каким образом кротость и миротворчество преображают гнев.
В разработке
В разработке
О КУРСЕ
Созданная Данте космология мира, скульптурно очерченная в Аду, живописно - в Чистилище и музыкально - в Раю, представляет для наших современников удивительную возможность не только проследить путь человеческого желания, но и самостоятельно его пройти, запечатлеть внутри себя опыт того, что происходит, когда мы оказываемся не на высоте собственных желаний (Ад), как происходит очищение желания (Чистилище) и как мы, открывая новые горизонты и высоты, приобщаемся к чистоте желания (Рай).

Курс «Путь желания» - это воссозданное путешествие по "Божественной комедии" Данте из глубин ада к звездам, из безнадежности к надежде и милосердию, из страха к любви и чистоте.

Философ и богослов Александр Филоненко готов стать вашим проводником в мир «Божественной комедии», вместе с вами пройти свой уникальный путь желания через недвижимость Ада в скоростной Рай и звездам.

В курсе вы расширите свое представление о собственном нравственном ландшафте, поймете, почему трилогия «Божественной комедии» - это не путешествие души после смерти, а состояния, ежедневно испытываемые нами и потому требующие более внимательного исследования.
АЛЕКСАНДР ФИЛОНЕНКО
Александр Филоненко — физик, богослов, доктор философских наук, доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского университета им. В.Н. Каразина, преподаватель Института религиозных наук им. св. Фомы Аквинского (Киев), обладатель премии Фонда Темплтона за курс лекций "Наука и богословие" (The Science and Religion Course Program of Center for Theology and the Natural Sciences (CTNS, USA)).
Автор книг: "Присутствие Другого и благодарность" (2018), "Жизнь для меня - Христос. Митрополит Антоний Сурожский" (2015).
Спикер курса
Франко Нембрини, итальянский педагог
Ольга Седакова, поэт и переводчик
Бальтазар Ханс Урс фон, католический богослов
Поль Клодель, религиозный писатель
Рене Жирар, французский философ, культуролог, литературовед
Луиджи Джуссани, итальянский богослов
Сергей Аверинцев, советский филолог
Ханна Арендт, немецко-американский философ
Глава II: ЧИСТИЛИЩЕ I. ОЧИЩЕНИЕ
"ЧИСТИЛИЩЕ - ЖИВОПИСНО"
Фридрих Шеллинг

Наше путешествие по следам Данте, описанное в «Божественной комедии» продолжается. В первой части мы спускались в «Ад», где узнали, почему страсти возникают из-за конфликта сердца и разума, как чувство меры помогает преодолеть невоздержанность, какова природа насилия и почему оно побеждается ненасилием, как понимание структуры доверия способно разрушать обман и как самое тяжелое состояние души - предательство лечится свободой.

Теперь нам предстоит не менее увлекательный, но уже подъем на святую гору Чистилище. В этот раз мы способны будем видеть звездное небо, а туда мы и держим свой путь - в самое сердце желания - к нашим собственным звездам.

Во II главе «Чистилище. Часть I. Очищение» вы узнаете, почему дантовский рай начинается тут, в месте, где все уже спасены, как надежда «высоты» воспитывает райский взгляд, как зрение открывает путь к обретению настоящего смирения и побеждает гордыню, почему именно слухом преодолевается зависть и каким образом кротость и миротворчество преображают гнев.
Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине.
— Данте ("Божественная комедия")
РАСПИСАНИЕ
29.10.19
29.10.19
1. Онтология надежды и милосердия
Песни 1- 2
05.11.19
05.11.19
2. Предчистилище
Песни 3-9
12.11.19
12.11.19
3. Гордыня и нищета духа
Песни 9-12
18.11.19
18.11.19
4. Зависть и милость
Песни 13-15
19.11.19
19.11.19
5. Гнев и миротворчество
Песни 15-17

1
ОНТОЛОГИЯ НАДЕЖДЫ И МИЛОСЕРДИЯ
Ч. Песня V (22-24)
Меж тем повыше, идя накрест нам,
Толпа людей на склоне появилась
И пела «Miserere», по стихам



«Чистилище» Данте начинается с радости от возможности снова видеть краски жизни, только теперь взгляд человека, вышедшего из «мертвого воздуха» Ада, совершенно иной - воскресший. Глаза радуются цвету, грудь - живому воздуху раннего утра.

Данте-герой обретает новое рождение. И вместе с ним снова появляется надежда, как онтологическое свидетельство дара пережитого спасения.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет о том, почему преддверие «Рая» начинается у Данте уже в «Чистилище», как связаны между собой обретение онтологической надежды и воспитание райского взгляда, а также, как вкус Рая пробуждается вкусом милосердия.

На встрече вы узнаете, как «страдание по справедливости» преображает муки, физически не уступающие адским, почему надпись «Вы, одаренные надеждой, избранны и блаженны» могла бы украшать вход в Чистилище, а также о «живой» и «высокой» надежде, происходящей из мудрости, и милости и прощении как двух обнимающих даров, помогающих взойти на гору Чистилище.
«Жить после отмены гибели - наверно, самый нежный и благодарный род счастья, известный человеку. В этом счастье нет гордости. Спасенный знает, что ему нечем гордиться. А дантовское чистилище - область спасения»
— Ольга Седакова ("Перевести Данте")
СМЫСЛЫ
-1-
Начало спасения. Не воспоминания о пройденном, а состояние начало нового
-2-
Взгляд надежды. Почему хранить надежду мужественно, а предавать ее низко;
-3-
Гора Чистилище. Не только путь «вперед», но непременно и «вверх»
-4-
Вкус милосердия. Милость, которая обнимает

2
ПРЕДЧИСТИЛИЩЕ
Ч. Песня VII (82-84)
«Salve, Regina», – меж цветов и трав
Толпа теней, внизу сидевших, пела,
Незримое убежище избрав.


Предчистилище расположено у самого подножия горы Чистилища. Данте никак не может насмотреться на небо. К тому же, оно предстает ему в новом обличье. На месте 4-х звезд Южного Креста, которыми он любовался при встрече с философами еще в Лимбе, взошло другое созвездие, из трех звезд, еще более ярких. Аллегорически Данте-автор дает нам подсказку, что четыре кардинальные философские добродетели (умеренность, мужество, благоразумие, справедливость) для прохождения Чистилища непременно должны смениться богословскими (верой, надеждой, любовью).

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет об изобретении Данте - Антипургатории или Предчистилище, где находятся души ужасных грешников и даже тех, кого церковь отлучила и прокляла, о долине земных властителей, а также о том, почему люди, которым достаточно было крикнуть «Мария, смилуйся» в последний день своей земной битвы, оказываются спасенными от адских мук, и как богословские добродетели становятся помощниками Данте при духовном подъеме на гору Чистилище.

На встрече вы узнаете о силе покаянии, вариациях на тему притчи о блудном сыне и руках бесконечной милости, которые никогда не отвергают того, кто к ним тянется.
СМЫСЛЫ
-1-
Первый круг Антипургатории. Отлученные и покаявшиеся
-2-
Сакральная математика. Семь добродетелей как восхождение к очищению

3
ГОРДЫНЯ И НИЩЕТА ДУХА
Ч. Песня XII (1-2)
Как вол с волом идет под игом плужным,
Я шел близ этой сгорбленной души.


Обряд очищения, совершенный с Данте-героем перед входом в Чистилище, - омовение лица росой и опоясывание тростниковым поясом, было неслучайно. Чистота (роса), смирение (тростник) и готовность к трудному делу (опоясывание) являются необходимыми орудиями для того, чтобы пройти через испытания «святой горы».

Первый круг «Чистилища», куда Данте попадает вместе с Вергилием, посвящен «Гордыне» (или зложелательству - любви к чужому злу), где души умерших медленно ползут, согнувшись до земли под тяжестью камня, привязанного к шее, символизируя тем самым неуемное желание быть первыми и тащить на себе непомерный для одного человека груз.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, как гордыне противопоставлена нищета духа, почему, находясь в гордыне человек слеп, каким образом прозрение открывает путь к смирению и как следствие, к спасению от гордыни, и как взгляд помогает обрести состояние «блаженного нищего духом».

На встрече вы узнаете, как истинное смирение, отличаясь от ложного, сообщает необходимую для покаяния простоту и гибкость и почему смирение неистощимо.
СМЫСЛЫ
-1-
Обломанная и замещенная ветвь или неистребимая таинственная сила жизни
-2-
Взгляд Смирения
-2-
Прозрение блаженных нищих духом

4
ЗАВИСТЬ И МИЛОСТЬ
Ч. Песня XIII (58-60)
Их тело власяница облекла,
Они плечом друг друга подпирают,
А вместе подпирает всех скала


Каждый грех ослепляет по-своему. Как мы уже знаем, совершенно слепы гордецы, а вот завистников Данте представляет нам с зашитыми проволокой веками.

Во 2-м круге «Чистилища» мы видим души людей, которые сидят, прижавшись спиной к скале, плечами - друг другу.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, как зависть «лечится» слышанием друг друга, почему сравнения вредны и как милость открывает путь к спасению.

На встрече вы узнаете о вреде зрения для завистников и преображающей силе слуха, который порождает милость.

5
ГНЕВ И МИРОТВОРЧЕСТВО
Ч. Песня XV (106-108)
Потом я видел яростных людей,
Которые, столпившись, побивали
Камнями юношу, крича: «Бей! Бей!»


Данте, сопровождаемый Вергилием, оказывается в 3-м круге, где от всепроникающего дыма и непроглядного мрака ничего не видно. Здесь томятся гневливые.

Философ и богослов Александр Филоненко расскажет, почему путь к спасению для гневливых - двигаться наощупь, ощущая прикосновения друг друга, и как кротость или миротворчество преображает гнев.

На встрече вы узнаете о прообразах мирной кротости, силе осязания и о том, как вернуть ясность, тем самым преодолев гнев.
Это поэма о жизни, а главной темой жизни является тема милосердия. Я иногда хожу читать Данте в тюрьмы. Есть одна группа заключенных с пожизненным сроком, и однажды мы с ними
читали «Чистилище». Когда я уже собирался уходить, один из них ― один из тех, кто больше никогда не выйдет из тюрьмы, ― подошел ко мне и сказал: «Простите, профессор, Вы не можете уйти, пока не ответите мне на один вопрос. Скажите мне, неужели это и обо мне
тоже…», ― и прочитал мне вот эти строки:
Мои ужасны были прегрешенья;
Но милость божья рада всех обнять,
Кто обратится к ней, ища спасенья.26)
— Франко Нембрини "Данте и милосердие"
Close
Close
У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone
Александр Филоненко:
"ОШИБКИ НЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДНИМ СЛОВОМ О ЧЕЛОВЕКЕ. ВСЕГДА ЕСТЬ ЧТО-ТО БОЛЬШЕ..."
Дата и Время
Даты занятий: 29 октября, 5 ноября, 12 ноября, 18 ноября, 19 ноября
Начало занятий — 19.15
Продолжительность — 2-2,5 часа
Стоимость
Одно занятие — 350 грн.
Оплата в день мероприятия - 400 грн.
Полный курс за 5 занятия (со скидкой) - 1500 грн.
Студенческий (при предъявлении студенческого билета) — 200 грн.
Групповой билет
Я + Друг - (за одно занятие) 600 грн
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ УВЕДОМЛЕНИЯ О КУРСЕ?
Укажите свои данные:
Просвещение, которое облагораживая, - преображает