"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ" (Ев.от Иоанна)
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51))
СЛОВА
МИССИЯ
ОБ АВТОРЕ
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу живого опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и плоть, разум и сердце, мысль, чувство и ощущение, человека и Бога. Возможно, неслучайно в древних текстах различных цивилизаций пятым элементом называли Логос...

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту той подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.
— Екатерина Макаревич
МИССИЯ
Однажды Слово заговорило со мной. Привычные слова ожили, приоткрыв свои потаенные покои, в которых притаилось небывалое сокровище - сама Жизнь.

Это сокровище ценнее, чем все несметные богатства, чем все привилегии и социальные статусы. В Слове заложено куда больше - живой опыт истории человеческой цивилизации длиною больше чем две тысячи лет. Застывшая форма слова лишь слепок, но при внимательном взгляде, чутком вслушивании и бережном отношении Слово способно подарить настоящее переживание Жизни.

В меру своих сил и возможностей мне хочется оживить Слово, вдохнув в него хотя бы крупицу того изначального опыта, что однажды претворилось в привычную для нас форму.

Миссия этого проекта кроется в интуиции, что именно в переживании Слова как реального опыта и находится та незаметная тропинка, которая выводит человека за пределы языка в пространство предсловесной, образной реальности, внутри которой и происходит чудо сотворения, приводящее к гармонии душу и тело, разум и сердце, мысль чувство и ощущение, человека и Бога.

С трепетом начинаю этот проект, надеясь на благосклонность и терпение читателей, понимая, что не удастся объять всю полноту и красоту подлинной образной реальности Жизни, и смиренно вслушиваюсь в Слово, чтобы засвидетельствовать его кроткий, но настойчивый голос.

- Екатерина Макаревич
автор проекта
Екатерина Макаревич
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.
Екатерина Макаревич
Автор проекта
Филолог, журналист, методолог и организатор культурно-просветительских курсов и проектов. Основательница The Virtuoso.

Сфера интересов: философия слова, этика добродетелей, эстетика образов.

Душа, обретающая дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, приходит к необходимости исполниться страха Божьего.

Филолог Екатерина Макаревич исследует чистое словесное молоко, то есть первичный человеческий опыт, заложенный в словах, чтобы воссоздать внутренний опыт души, переживающей смиренный трепет перед движущей силой Всего, переворачивающей силе коловращения времен, очищающем действии катарсиса и облагораживании осевым лучом, из которого проистекает Слово вечности.

В предыдущих работах исследовался дух премудрости и разума (Дух премудрости), дух совета и крепости (Укрепляясь духом), дух ведения и благочестия (Нить благочестия). В этом исследовании постараемся воссоздать внутренний опыт души, созерцающей ключевые слова из Библии:
Исаия, глава 11
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела
И рассмотрим самую трепетную часть этих слов, к которой подступиться можно, лишь смиренно прося у самого Господа Бога дать ответ и помня о своей недостойности и немощи человеческой. Речь пойдет о заключительной фразе, смыкающей всю фразу в единое целое: «И страхом Господним исполнится». Постараемся воссоздать внутренний опыт души, устремленной взором к Всеблагому, пережить сердцем и увидеть разумом, какая сила и мощь заключена в них, а значит, постараться запечатлеть внутри себя отношение творения Божьего – человека в этом состоянии к тому, Кто есть Всё.
СТРАХ БОЖИЙ
Филолог Екатерина Макаревич о смиренном трепете, коловращении времени, очищении катарсисом и путеводном луче

СПАСИТЕЛЬНАЯ ДВЕРЬ

Я есмь дверь: кто войдет Мною,
тот спасётся, и войдет,
и выйдет, и пажить найдет.
Евангелие от Иоанна, 10 глава
Начнем наше путешествие в Святилище Божье со слова «страх». Посмотрим на внутренний опыт этого слова.
СТРАХ - восходит к двум древним корням: приставочная часть с(ъ)- к *tweh-/*tewh- «быть сильным, колеблющим», а основная *-трах – к *tre- «трясти»/*tres- «дрожать». Оба древних корня известны и порознь описаны безотносительно к слову СТРАХ в научной этимологии как протоиндоевропейские. Единое представление о страхе, рождающееся в сочетании корнесловных образов «быть сильным, колеблющим» и «трясти, дрожать» можно описать как «трепет слабого перед сильным». От корня *tweh-/*tewh- происходят такие слова, как древнегреческие σάλος «колеблющий, волнующий, воздвигающий морские волны», θάλαττα / thálatta/ «море», σῶς /sôs/ «находящийся в безопасности, спокойный», σωτήρ /сотир/ «спаситель»; английское слово save «спасать». «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море (θαλάσσης /салассис/)восшумит и возмутится (σάλου); люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (σαλευθήσονται /салевсизонтэ/)и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (От Луки, 21:25-27). Приставочный корень, от которого в слове СТРАХ остался только звук /с/, указывает на незримое присутствие в состоянии объятого страхом человека не только его самого, но и той высшей силы, которая сотрясает его, вызывает в душе колебания и трепет. Предав себя Страху Божьему, человек трепещет и спасается Господом: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (σωθήσεται /сотизетэ/) , и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (От Иоанна, 10:9). Корень *tre- – не простой, а составной, восходящий к еще более древнему первокорню *reue- «приводить в движение, колебать». К этой древнейшей основе СТРАХА восходят такие слова, как славянское рух «движение», рушить, реветь (ошибочно признаваемое этимологами звукоподражательным), рвать. К этому же корню восходит английское слово ruin /руин/ «разрушать». В арабском языке есть однокоренное слово روح‎ /рух/, которое часто используется в Коране в значении «Дух», «Движущая Сила». Это слово во всех сурах Корана употребляется только в единственном числе. Рух в Коране и в представлениях суфиев – это сила, вдохновляющая нафс – душу.
Как видим, слово состоит из приставочной части, означающей «быть сильным, колеблющим», и основного корня – «дрожать». Дополняющее значение этого слова – движущая сила. Единое представление страха Божьего, можно воссоздать как дрожание, колебание перед движущей силой. Разные языки также сохранили внутренние подсказки об этом опыте – с одной стороны, это волнение, трепетание, дрожание, колебание, с другой – ощущение спокойствия, безопасности, защиты и спасения. Слова Иисуса Христа о том, что спасение находится за дверью, ибо сказано:
От Иоанна, 10:9
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет
…помогут нам сделать следующий шаг в священное пространство. Посмотрим внимательно на слово «дверь».
ДВЕРЬ Происходит от праслав. *dvьrь, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. двьри мн., двьрь, русск. дверь, двери, укр. две́рi мн., словенск. dúri мн., ж., стар. davri, чешск. dveři, dveře, польск. drzwi, в.-луж. durje мн., н.-луж. źurja. Другая ступень чередования: двор. Родственно готск. daúr «ворота», др.-в.-нем. turi «двери», др.-исл. dyrr, греч. θύρᾱ «дверь», θαιρός (из *dhveri̯os) «дверная петля», лат. forēs «двустворчатая дверь», foris ж. «дверь», др.-инд. dvā́ras «двери».
Мы видим, что дверь одновременно есть ворота, а уточнение, сохранившееся в латинском языке, помогает увидеть, что она является двустворчатой. Это может быть важным, поскольку две створки, олицетворяющие строение врат, также могут означать познание добра и «зла» – две стороны одной медали, разделенные между собой, и потому переставшие видеть целое. Ворота, тем самым, могут служить рубежом, с одной стороны размыкающим одно от другого, то есть отделяющим и очищающим от примесей, но и открывающим нечто, что лежит по ту сторону, являющим пространство, в котором отсутствуют стороны, поскольку все пребывает во всем, находясь в гармонии, согласии и подлинном единстве имманентного творчества.

Другими словами, переживание двери, как рубежа, в котором происходит соединение с кровью и плотью Христа, создают внутренний опыт цельности через проживание совмещения движущего душу духа Господнего с кровеносной системой Вселенной. Попадание внутрь есть одновременно трепетание в бесконечном потоке присутствия, не имеющем начала и конца, сторон и позиций (см. о присутствии Дух Премудрости), внутреннего очищения как отделение от души всех примесей и чужеродных влияний, и ощущение спасения.

Сделаем еще один шаг (см. подробнее про шаг «Живой путь души») и посмотрим на опыт слова «ворота».
ВОРОТА - Происходит от праслав. *vorta, восходит к праиндоевр. *wert-: *wort- : *wrt- «вертеть».
Как видим, оно связано со словом «вертеть», корнесловно связанным со словом «время». Взглянем на него, чтобы ощутить первичное состояние, возникающее после прохождения души, благодаря милости Христа, через дверь:
ВРЕМЯ – первокорень *vart- «вертеться», «кружиться». В говорах сохранилась форма веремя. Старшее значение близко к «коловращение», «кружение», «повторное возвращение», «вечный оборот». У многих народов символами времени являются веретено, колесо, нить, которую прядут на при помощи веретена и колеса прялке. К корню *vart- относятся слова вертеть, веревка, вращать, врата, поворот, отвращение, извращение, совращение, превращение, возвращение. Подобно нити время бежит, течет, прерывается и кончается, хотя кажется непрерывным и бесконечным. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет». Противоположность времени – вечность. «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение ап. Иоанна Богослова, 22: 12-13).
Можно сказать, что сам порог двери и есть коловращение времени, за которым открывается то, что неизменно – вечность, начало и конец.

А теперь посмотрим на слово «вечность».
ВЕЧНОСТЬ — от древнего корня *weik-: век «сила, жизнь». В. Даль: «от Век — вековечный или вечный — без начала и без конца, безначальный и бесконечный, всегдашний, нескончаемый, постоянный. Неизменный». Современное толкование первого значения слова вечность: «Бесконечно продолжающееся время, бесконечная сумма моментов, из которых слагалось прошедшее, слагается настоящее, будет слагаться будущее». (Философский словарь, М., 1997). Вера в силу Божию, в божественное Начало и Конец мира и научная теория о неразумном хаосе, порождающем все многообразие временной жизни, — это два различных мировоззрения. «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в живот вечный» (От Иоанна, 4:14) . «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет живот вечный. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовеки; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за живот мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе живота. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет живот вечный, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (От Иоанна, 6:47-55).
Как видим, слово «вечность» происходит от древнего корня *weik-: век «сила, жизнь», которая сопровождается тем, что человек, согласно христианскому учению, соглашается пить Кровь и есть Плоть Христа. Что подразумевается под этим и как это ощущается изнутри человеческого опыта, постараемся различить ниже. Но сейчас увидим, что круговращение времени (текучесть), переживаемое на пороге, переходит в пребывание (неизменное) в вечности.

Иначе говоря, человек открывает, что за всей текучестью, изменчивостью жизни стоит нечто неизменное, то, что является основанием, порождающим все многообразие существующего потока Жизни. Попасть в это состояние, значит пройти через круговращение времени, при этом помня, что оно лишь следствие Силы, которая порождает Жизнь, то есть, в основе Всего, если говорить дантовским языком: «Любовь, что движет солнце и светила».

Что же делает Сила Бога? Посмотрим, какой опыт сохранили языки, но будем помнить, что полнота этого опыта несоизмерима с человеческим опытом, а значит, каждая крупица его – лишь капля в бесконечности.
СИЛА — одно из наиболее многозначных в истории славянских языков слов. Происходит от древнего корня *si/sаi- «связывать, соединять». К этому корню восходят многие санскритские слова, в том числе, सि «si» «соединять, связывать»; английское sinew «связка, сухожилие, жила»; немецкое Sehne «сухожилие, жила». Вторая часть этого слова –ла этимологически восходит к дополнительному корню (по латыни суффиксу) –лъ- «лить, слиток», тому же, что в словах жила, мыло, вилы. Сочетание образов «связь» и «литье» порождает древнее исходное представление о силе как о «слиянии воедино», «слитии». В мировой культуре издревле последовательно различаются два рода сил: Силы света, они же «Силы Небесные», источник жизни и энергий, которыми сотворен мир; и силы тьмы, они же «нечистые силы», обманным путем ворующие энергию и направляющие ее на вражду со светом и жизнью. В Библии многократно упоминается о том, что источник всякой силы – это Бог, в отрыве от Которого любая сила обращается в слабость: «В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (Псалом Давида 61:8-13). В Евангелии описывается многократное исхождение от Иисуса Христа Божьей Силы, очищающей людей от нечистых сил, исцеляющей больных и воскрешающей мертвых: «И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (От Луки, 6:17-19). Евангелие также утверждает, что человек может стать или проводником Силы в мир, или полупроводником, частично препятствующим утверждению Воли Божьей при помощи данной ему благодати, или даже сопротивлением, направляющим все усвоенные от Бога собственные силы на своевольное самоутверждение вопреки высшей Воле. Наиболее сильным в противостоянии злу и лукавству мира сего становится тот человек, который, сознавая свою собственную духовную нищету, становится чистым проводником Силы Божьей: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (Апостола Павла Второе послание к Коринфянам, 12:7-10).
Итак, Сила Бога связывает, соединяет, сливает, отливая слиток, то есть создает некий образ, слитый воедино. Для человека, обретающего желание приобщиться к Божьей Силе, став его чистым проводником, есть напоминание, что Сила Божья всегда совершается в немощи человеческой. По сути, речь идет о непреложном законе – Сила Божья явит свою благодать лишь тем и тогда, когда человек смирится с тем, что есть Сила, превышающая его.

И тогда становится ясен внутренний опыт слова «страх». Дрожание и трепетание, возникающее как осознание своей немощи, являет себя лишь после внутреннего открытия бесконечной силы и мощи, которая есть начало и конец.

«И страхом Господним исполнится», или иначе само дрожание и трепетание души есть то, что рождается из ощущения безмерной полноты Божьей Силы, Блага и Славы, Мощи и Красоты, перед которыми человек всегда оказывается немощен, бессилен. Но раз Богу всегда важна наша свобода и наличие доброй воли, Он всегда ждет добровольного, подлинного шага смирения, совершающегося из внутренней душевной свободы, устремляющейся к милости духа Господнего. Таким образом, можно сказать, что примирение с Силой Божьей – это открытие непостижимости полноты замысла, сокрытого от глаз человеческих из-за милосердия Божьего, бережно относящегося к детям своим.

ОЧИЩАЮЩИЙ КАТАРСИС

Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу;
ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый;
виссон же есть праведность святых.
Откровение Иоанна, 19 глава
В Ветхом завете говорится об очищающем действии, происходящим, благодаря Страху Божьему.
Псалом Давида, 18: 9-14
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
Чтобы увидеть, каким образом происходит очищение души от погрешностей человеческих, посмотрим на внутренний опыт слова "чистый».
ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14). В Ветхом Завете главным средством очищения внутреннего мира человека от развращающих мысленных примесей назван Страх Божий: «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист (в греческом переводе καθαρισθήσομαι /катаристисомэ/ - «отделен путем катарсиса») от великого развращения» (Псалом Давида, 18: 9-14).
Очищение или катарсис происходит путем процеживания смешанного, тем самым, разделяя, иначе отделяя душу от загрязняющих примесей. Возникает представление о некоем фильтре, через который пропускается влага души, а поскольку внутренний опыт «Слова» значит орошение, омовение, то речь, возможно, идет о внутреннем словесном потоке души, которому требуется очищение и исцеление.

Чтобы представить полнее этот внутренний процесс «фильтрации», посмотрим на слово «катарсис».
КАТАРСИС – древнегреческое сложное слово κάθαρσις /катарсис/ «очищение», которое имеет две части: приставка κατα- «противодействие, противоречие» и основа –αρσις «поднятие, подъем вверх». Корнесловно, катарсис представляет собой «подъем вверх после преодоления противодействия». По мнению Аристотеля и других античных философов, очищение души (κάθαρσις τῆς ψυχῆς /катарсис тис психис/) начинается с очищения от страстей или очищения страстей – κάθαρσις τῶν παθημάτων /катарсис тон патматон/. Страсти-патматон в первой части пат(о)- имеют тот же корень, что и патологии – пороки, порождающие ложные страхи-фобии и притупляющие в душе Страх Божий. Преодолев противодействие порочных страстей, душа отделяется от них на пути к Богу и, очищаясь, пробуждается для все более сильного ощущения приближения к Богу – Страха Божия. Признаком первоначального очищения от порочных страстей и возрастания в душе Страха Божия является падение человека, приблизившегося к сиянию Славы Божией, на землю лицом вниз: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов» (Бытие, 17:3-4). «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Левит, 9:23-24). Доставляет ли Страх Божий, который есть начало Премудрости и переживание истинного катарсиса, страдание очищаемому Им человеку? – Согласно Евангелию, ответ утвердительный. Внешними проявлениями катарсиса являются смех и слезы, единовременный взрыв смертного страха и чистой жизнерадостности. Одно из значений приставки ката- в древнегреческом языке – не только «противодействие», но и «движение сверху вниз». В таких словах, как катастрофа «переворот», катапульта «переброс», каталог «упорядочивание сверху до низу», часть ката- означает отделение верха от низа для последующей перемены мест. Катарсис – это сила, способная мгновенно перевернуть, преобразовать, разрушить неверные представления и вновь упорядочить мировоззрение человека, возвратить высшее начало и нижний конец на подобающие им места. Основа катарсиса – арсис, в древней театральной культуре означало «подъем ноги в танце». В катарсисе нет тезиса – только арсис: вдохновение и подъем после отрыва от земной суеты, состояние «не от мира сего». «Он сказал им: вы от нижних (ὑμεῖς ἐκ τῶν κάτω ἐστέ /имис эк тон като есте/), Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала (τὴν ἀρχὴν /тин архин/) Сущий, как и говорю вам» (От Иоанна, 8:23-25).
Как видим, единое представление о катарсисе – подъем вверх после преодоления противодействия. Но ката- в древнегреческом языке – не только «противодействие», но и «движение сверху вниз». В этом парадоксальном опыте, возможно, заключен путь нисхождения духа Господнего, который смотрит на человека, пребывающего в немощи противодействий, и страхом Божиим исполненного, и из полноты милосердия своего помогает, вознося его к спасению, к тем спасительным вратам, за которыми открывается лик подлинного блага.

В момент вознесения человеческой души человек испытывает катарсис, то есть ощущает, как некая сила его переворачивает и преобразовывает. Переворот, или обращение лицом вниз, и напоминает фильтрацию, когда вода, налитая в фильтр, течет «лицом» вниз. Воду ведь наливают сверху, то есть можно сказать, «переворачивают».

Процеживание или очищение, таким образом, - это пропускание через основу - словесную ткань Божьего слова воды человеческой, то есть тех внутренних помыслов и мыслей, что текут в душе. Очищенная от загрязнений вода души, пропущенная через слово Божье, то есть через кровь Христа, преобразует кровеносную систему человека, очищая ее и помогая течь мыслям иначе (см. подробнее про метанойю «Плод покаяния»).

Для того, чтобы точнее прояснить внутренний опыт процеживания/очищения души, нам поможет слово «основа», то есть тот срединный слой «фильтра», приводящий душу человека к преобразованию, состоянию, возникающему перед образованием чистого образа.
ОСНОВА – происходит от трех древних первокорней: приставка о- восходит к древнему корню *opi- (об-) «вокруг», «около», «вслед»; часть -сно- этимологи относят к древнему корню *(s)neh- «течь, плыть». От него происходят такие слова, как санскритское स्नौति /snauti/ «течь, капать, сочиться, проистекать», навигация, наутилус. Третья суффиксальная (дополнительная) часть -въ- этимологами особо в этом слове не выделяется. По-моему, она восходит к третьему древнему корню *wed- /уед/ «влага, становиться влажным». Корень *wed- - тот же, что и в древнегреческом слове ὕδωρ /удор/ «вода», или русское выдра «водный зверь». Сочетание трех корнесловных образов «около», «течь» и «влага» позволяет представить, что такое ОСНОВА в вечном смысле этого слова: «круговое течение воды около единой оси». Согласно Библии, началом сотворения мира стало Слово Божие, в котором произошло нисхождение Духа Божьего на темную воду Земли. Итогом нисхождения Духа в темную воду стало сотворение света и упорядочение хаоса. «Въ нача́лѣ сотвори́ Бо́гъ не́бо и зе́млю. Земля́ же бѣ́ неви́дима и неустро́ена, и тма́ верху́ бе́здны, и Ду́хъ Бо́жiй ноша́шеся верху́ воды́ (ὕδατος). И рече́ Бо́гъ: да бу́детъ свѣ́тъ. И бы́сть свѣ́тъ» (Бытие, 1:1-3). Основной корень слова ОСНОВА *(s)neh- «течь, плыть» имеет прочную корнесловную связь с образом воды во многих древнейших языках мира. То, что ученые этимологи, воссоздавая этот древний корень, заключили звук /s/ в скобки, означает, что это отделяемая приставка. Корень*(s)neh- – составной. Он состоит из двух частей: приставка с- восходит к первокорню *kom- «около, совместно», а основная часть *-neh- происходит от первокорня *nu /ну/ «сейчас, теперь, в данное мгновение» - тому же, что и в русском слове НЫНЕ; в литовском nū̃n, nūnaĩ «сегодня, теперь»; в санскртиском नु /nu/ «сейчас, ныне». Можно было бы определить первичное значение корня *nu как «в настоящее время», но первообраз, скрытый в этом корне, передает то состояние мира, которое было еще до начала течения времени. Поэтому наиболее точным является корнесловное определение *nu как «ныне». Единый корнесловный образ *(s)neh- «течь, плыть», таким образом, представляет собой «течение около оси, происходящее здесь и сейчас». Этот образ уточняет представление об ОСНОВЕ. Основой всего сотворенного мира является обращение всех живых существ в каждый момент около источника их жизни, Духа Божьего, «который везде сущий и все исполняющий». Дух Божий дает всему жизнь, а постепенное отдаление или отпадение от этого Духа Истины убивает: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 3:6).
Основа или круговое течение воды около единой оси порождает течение, в центр которого капает, проистекает, сочится. Рождается образ того, как в чашу души, уже очищенную после фильтрации, продолжает капать, сочиться слово Божие. Проходя через круговорот, и тем самым закручиваясь, Чистое Слово просачивается в душу через настоящее время, то есть мгновение, ощущение «сейчас», которое освобождено от прошлого и будущего. Иначе говоря, процесс проистекания духа очищенного слова Божьего приходит как момент озарения, всегда мимолетный, но самый прямой, пламенный - ответ со стороны Бога на мольбу человека, просящего о благодати из своей немощи.

Другими словами, можно сказать, что подлинное слово Божье проливает свет, капая внутрь души человеческой не букву слова, а дух Слова Божьего, которое и является Законом вечного и неизменного устройства мироздания. Откликаясь на него, душа испытывает трепет и благоговение перед величием силы, являющейся всегда вовремя, ныне, силы, которая и порождает Слово вечности, проистекающее сквозь мгновение настоящего.

Как видим, в процессе очищения/катарсиса душа имеет дело с водой, светом (огонь), движущей силой духа (воздух), Логосом (Словом Божьим). Осталось увидеть, каким образом сила Бога отливает образ (земля), то есть создает образец (см. подробнее про образец Содержание души).

ВОЛЕНИЕ ВЫБОРА

ибо такова есть воля Божия,
чтобы мы, делая добро,
заграждали уста невежеству безумных людей, –
как свободные, не как употребляющие свободу
для прикрытия зла, но как рабы Божии.
1-е послание Петра, 2 глава
Сила Бога связана с Волей Божьей. Посмотрим на опыт слова «воля», чтобы проникнуться этим ощущением.
ВОЛЯ – в научной этимологии принято относить это слово к древнему корню *uel/uol- «хотеть, желать»; «давить, собирать в кучу». Соответственно, этимологически родственными называют, казалось бы, не имеющие мыслеобразного родства славянские слова вал, валить, волна,с одной стороны, и велеть, власть, влечь, великий, с другой; санскритское वृति (vṛti) «выбор»; английское will «воля»; немецкое Wollen «хотеть, желать». Основным древним корнем слова воля является *uei/uoi- «вить, свивать вместе», тот же, что и в словах вить, воин, вой, вино, вина. Вторая часть этого слова -ль- является древним суффиксом (дополнением), в котором скрыт образ литья, потока. Этот суффикс присутствует в таких словах, как доля, соль. В словах лить, лед, лен этот корень сохранился как основной. Сочетание корнесловных образов «вить, свивать» и «лить» порождает представление о воле как о свитке, духовном солитии двух несмешивающихся (неслитных) потоков: духовного устремления человека и потока вдохновения свыше. Человек, поступающий по-Божески, остается свободным, но воля его становится доброй и благой, то есть присущей добровольцам и благотворителям: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком благом деле, чтобы сотворить волю Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Апостола Павла послание к евреям, 13:20-21). Воля, исходящая из своего внутреннего источника, то есть из сердца, и проникающая во внешний мир в виде действий и поступков, называется произвол: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Апостола Павла послание Евреям, 12:6-10).
Как видим, «воля» связана со словами «вал, волна», «велеть, власть», «хотеть, желать», «выбор», «свивать вместе». Воля Господа как власть волны, в которой заключено желание Бога, свивает вместе со своей волю человеческую, но поскольку Богу всегда важна человеческая свобода, то внутри всемогущей воли Господа всегда предопределена возможность выбора.

Посмотрим на опыт слова «выбор», чтобы воссоздать это внутреннее ощущение.
ВЫБОР - Из вы- + брать, далее из праслав. *bьrati, восходит к праиндоевр. *bhere- «нести». Древнее знач. сохранилось в слове бере́мя. Исконнородственны др.-инд. bhárati, bíbharti, bibhárti «несёт, приносит, ведёт, отнимает», авест. baraiti «несёт», греч. φέρω «несу», арм. berem — то же, алб. bie «веду, приношу», лат. fero «несу», готск. baíra «несу», ирл. biru «несу» (в соединении с to- «приношу, даю»). Возм., сюда же лит. beriù, bėriaũ, ber̃ti «сыпать», латышск. beŕu, bẽrt «сыпать». Другая ступень чередования представлена в др.-инд. bhṛtíṣ «несение, содержание, вознаграждение», лат. fors «случай», ирл. brith «рождение», готск. baurþei, нем. Bürde «ноша», Geburt «рождение»; ст.-слав. бьранъ, прич. прош. страд.; др.-инд. bibhrāṇas и др.
Как видим, выбор связан с ношей, которую человек соглашается нести (см. подробнее про несение ноши «Нить благочестия»). Но важно увидеть, что вознаграждение, возникающее в результате, зависит от содержания, то есть того, как душа со-держит с духом то, что несет. Ключевым для нас является слово «случай», сохранившийся в латинском языке. По сути, можно сказать, что все несение зависит от случая. Посмотрим на опыт слова «притча», которое, к нашей радости, как раз происходит от случая. Возможно, оно и поможет нам проникнуть в мгновение здесь и сейчас.
ПРИТЧА – от древнего приставочного корня *per-/*pre- «перед» и основного *tъk- «течь, ток», ср. предтеча «предшественник». Этимологически притча это отправная точка (о – беглый гласный в корне тъч), присутствующая в течении речи и являющаяся предисловием к откровению сути – сокровищ Премудрости. Согласно словарю М. Фасмера, «первоначальное значение *pritъча «случай» от *pritkъnoti». Отглагольное существительное притъчение или претъкновение означает «препятствие». «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Послание ап. Павла Римлянам, 9:31–33). Образ притчи – это поворотный пункт в течении речи или жизни – парабола (греч. «притча»).Владимир Даль выделил в притче две составные части: образный обиня́к итолковоепоучение. Предназначение обиня́ка – обращение внимания, «оборот»; поучение – наставление на истинный путь. Парабола-притча – это обращение к источнику света истины. Она проливает свет истины от образов окружающего мира во внутренний мир человека, просвещая его сердце светом истины. Физики описывают оптическое свойство параболы следующим образом: пучок лучей, параллельных оси параболы (ось – это суть притчи), отражаясь в параболе, собирается в её фокусе. И наоборот, свет от источника, находящегося в фокусе, отражается параболой в пучок параллельных её оси лучей. К примеру, так работают параболические по форме автомобильные фары. Фокус означает «горящий очаг». Христос, «в притчах отверзший уста Свои» (От Матфея, 13: 35), пришел к людям, чтобы пролить в их сердца свет истины, помочь им обратиться от тьмы заблуждений к источнику исцеления слепых, Отцу Светов. «Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (От Иоанна, 12: 39–40).
Притча происходит от приставки per-/*pre- «перед» и основного *tъk- «течь, ток», воссоздавая представление о предшественнике, то есть том, кто приходит из тока присутствия. Но для нас немаловажно, что само слово pritъча восходит к слову «случай» (с-лучить - луч).

Еще одно удивление - луч в древних языках означал ось, то есть тот самый центровой, направляющий луч, из действия которого и происходит круговращение. Посмотрим на опыт слова «ось», чтобы представить более полно внутреннее ощущение человека, притягивающегося путеводным лучом, а также те ошибки, которые возникают, когда кто-то подменяет собой ось, тем самым выбирая земное поклонение и становясь кумиром (см. подробнее про идолослужение Плод покаяния).
ОСЬ – от древнего корня *(h)eǵ- «направлять, притягивать», того же, что и в древнегреческих словах ἀγός /агόс/ «вождь, предводитель», ἄγρα /агра/ «охота, ловля», ἄξων /аксон/ «ось»; в санскритском अक्श /akṣa/ «ось», अज /ajá/ «вождь, водитель». Этим же словом अज /ajá/ называют еще луч солнца, или путеводный луч. В латыни к этому же корню восходят родственное слово axis /аксис/ «ось, Небеса». Кроме слова ἀγός /агόс/ «вождь» в древнегреческом языке было созвучное, но иначе акцентированное (акцент= ударение) слово ἄγος /áгос/ «преступление, грех», которое те же этмологи возвели к корню *(he)gо- «ошибка», относя к нему еще и санскритское आगस् /ā́гас/ «скандал, досада». Есть ли разница между древними корнями *(h)eǵ- «направлять, возглавлять» и *(he)gо- «ошибка»? – Ученые не дают определенного ответа на этот вопрос, хотя логика родства ОСИ, «вождя» и «ошибки» ясна: нельзя ошибаться, направляя идущих за тобой людей! Чуть сменил вождь акцент (ударение) в своих указаниях, и произошла ошибка: его последователи (охотники, ловцы) сбились с пути – «сошли с оси», преступили черту, допустили большую погрешность. Еще большую кажущуюся путаницу и глубинную ясность корнесловному образу ОСИ придает родственное однокоренное греческое слово ἅγιος/áгиос/ «святой», которое ученые относят к корню *hyehǵ- «почитаемый», как и санскритские यजति /йáйaти/ «почитать, поклоняться», यजस् /йáйaс/ «поклонение, жертвоприношение». Хотя между этимологами существуют большие разногласия в вопросе о родстве слов ἄξων /аксон/ «ОСЬ», ἀγός /агόс/ «вождь, предводитель» и ἅγιος /áгиос/ «святой», для меня несомненно близкое «ветвенное» корнесловное единство этих трех образных представлений. ОСЬ мироустройства, или «То, на чем вертится мир» притягивает (*(h)eǵ- «направлять, притягивать») и сообщает животворную духовную энергию всем руководителям, прежде всего, святым людям. Святые люди и мудрые вожди, угождающие Богу, находятся на ОСИ Колеса истории. Мир вращается вокруг них, а они придерживаются Божьей Правды, которая всегда та же. Ведомые ОСЕВОЙ энергией (внутренней движущей силой) Закона Божьего, вожди и просветители ведут за собой мир (общество). Прилепляясь к Богу всем сердцем, вождь народа оказывается на ОСИ круговращения мира и приобщается к неисчерпаемому источнику благотворной энергии: «Исчезе́ се́рдце мое́ и плоть моя́, Бо́же се́рдца моего́, и часть моя́, Бо́же, во век. Изнемогло́ сердце моё и плоть моя, Боже се́рдца моего, и Бог – моя доля вовек. Я́ко се удаля́ющии себе́ от Тебе́ поги́бнут; потреби́л еси́ вся́каго любоде́ющаго от Тебе́. Ибо вот, удаляющиеся от Тебя погибнут, погубил Ты всякого, изменяющего Тебе. Мне же прилепля́тися Бо́гови бла́го есть, полага́ти на Го́спода упова́ние мое́, возвести́ти ми вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни» (Псалом Давида 72:25-28). Закон Божий представляет собой основную ОСЬ мироздания не только богословски, но и этимологически. Слово ЗАКОН содержит в себе образ КОНА «начала и конца», «круга», то есть вращающегося вокруг запредельной духовной ОСИ колеса. Если лукавые вожди и лжепастыри уводят людей в сторону от ОСИ, или сами на время подменяют собой ОСЬ (становятся кумирами), круговращение любви, добра и благополучия прерывается. Происходят преступления, грехи, заблуждения и ошибки: «Мудрый муж не возненавидит закона, а притворно держащийся его — как корабль в бурю. Разумный человек верит закону, и закон для него верен, как ответ урима. Приготовь слово — и будешь выслушан; собери наставления — и отвечай. Колесо в колеснице (ἁμάξης /амаксес/) — сердце глупого, и как вертящаяся ось (в древнегреческом тексте ἄξων /аксон/) — мысль его» (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, 33:2-5). Сердце – это ОСЬ колесницы человеческого организма, и если оно окажется не на месте, или станет совращаться, крушение всей «колесницы» неизбежно. Греческое слово ἁμάξης «колесница» восходит к двум корням: часть ἁμ- /ам/ к корню *sem- /сем/ «вместе, симметрично, одновременно», а основа – άξης /аксес/ является формой слова ἄξων /аксон/ «ОСЬ». В Евангельских текстах слово ОСЬ не встречается. Вместо него постоянно звучит производное от ἄξων /аксон/ «ОСЬ» слово АКСИОС «достойный», восходящее к тому же корню *(h)eǵ- «направлять, возглавлять»: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный (ἄξιον /аксион/) плод покаяния» (От Матфея, 3:7-8). Величайшими святыми пророками и предводителями человечества становились именно те люди, которые не превозносились и не делали сбя ОСЬЮ мира, политики, общественной жизни. Они сознавали и прилюдно исповедовали свое недостоинство перед Богом: то, что ОСЬ мира и народа – не представитель Бога на Земле, не царь и не пророк, а только сам Бог: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин οὐκ /ук/ «не» ἄξιος /аксиос/ «аксиос» - того же корня, что и ОСЬ) развязать ремень у обуви Его» (От Иоанна, 1: 26-27). Истинно достойным согласно логике Священного писания, является не «центровой» человек, который мнит себя ОСЬЮ мира или, по-русски говоря, «пупом Земли», а тот, кто исповедует свое недостоинство перед Богом и постоянно отвечает на похвалы тех, кого притягивает к себе добрыми делами: «Не мне, не мне, а Тебе, Господи!». Когда святой (ἅγιος /áгиос/), он же АКСИОС – «ОСЕВОЙ», становится центром притяжения для многих жаждущих благодати Божьей людей, сильные мира сего часто ополчаются на него за конкуренцию кумирам толпы. Лжепророки всегда стремятся захватывать втягивать в орбиту своего притяжения как можно больше людей. Мирская законодательная власть всегда придает себе как можно больше веса и стремится стать ОСЬЮ притяжения, вокруг которой вертится мир. Соответственно, те «звезды», кто имеет большой вес и влияние, не любят, когда кто-то из мирян смеет «сходить с орбиты» и возвращаться «На круги своя» к притяжению истинной ОСИ вечного Закона Божьего: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин (οὐκ ἦν ἄξιος /ук ен аксиос/), скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Апостола Павла послание к евреям, 11: 32-40).
Итак, путеводный луч проявляется в случае, может выражаться в притче, которая лишь следствие оси луча. Другими словами, именно осевой луч создает круговращение. Душа, выбравшая служить именно путеводному лучу, получает в награду способность создавать круговращение, приводящее к совершенству. Но для той же души есть соблазн заменить собой ось, забыв о том, что корень держит ветвь, или, другими словами, именно ось небесного луча запускает движение и определяет возникновение случая. Иначе говоря, случай – точка выхождения из осевого луча, и потому лишь следствие лучистой энергии, создающей живое движение.

Различение возможных взаимоотношений с лучом оси для нас важно, поскольку верное отношение с центром луча создает прямой путь, воплощение воли Господа.

Уточним это попадание в пространство настоящего, взглянув на опыт слова «ныне».
НЫНЕ – по данным научных этимологических источниковпроисходит отдревнего корня *nū /ну/ «здесь и сейчас, в данное мгновение». К этому корню относятся древнегреческое νυν /nun/ «ныне», латинское nunc /нунк/ «сейчас, сегодня, скоро»; санскритские नू /nū/ «сейчас», नूनम् /нунам/ «мнговенно, сразу же»; английские now /нау/ «сейчас» noon /нун/ «полдень», afternoon /афтернун/ «день». Почему во многих древних и современных языках корень *nū с долгим /ū/ как будто повторяется, но уже с кратким гласным? – Современные ученые просто не ставят этот вопрос, очевидно, не считая его существенным. По-моему, вторая часть слова НЫНЕ является не повторением корня *nū, а иным самостоятельным древнейшим корнем * neh- /нех/ (со слабым придыханием на конце) «течь». Протекая из прошлого в будущее, то есть из «до» в «после», время на каждое мгновение останавливается (*nū /ну/ «здесь и сейчас») и становится настоящим. Заметить нынешнее присутствие Бога в настоящий момент можно только отбросив суетные безумные метания между прошлым, которого уже нет, и будущим, которое может и не наступить: «Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне (в греческом тексте καὶ νῦν /кэ нин/; в английском And now) чего ожидать мне, Господи? надежда моя – на Тебя. От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному» (Псалтырь пророка Давида, псалом 38:6-9). Обратившись к Богу НЫНЕ («здесь и сейчас», вопреки быстрому течению земной жизни) человек становится свободным от рабства у временных сил мира сего. «Ныне (νῦν) суд миру сему; ныне (νῦν) князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них» (От Иоанна, 12:31-36).
Итак, ныне есть вход в иное измерение, освобождающее душу человека от рабства прошлого и будущего, тем самым, помогающего вознестись душой к двери Христа, пройти через круговращение времени, и попасть в Святая Святых, в пространство вневременного, туда, где свершается подлинное собеседование (см. подробнее про беседу «От спора к Беседе») с Богом. Но это восхождение возможно лишь с верой в настоящее «здесь и сейчас». Вера или уверенность в невидимом – и есть вход в бесконечное пространство созидания, туда, где правит Воля Божья. С единственным уточнением, - попадание внутрь также происходит по Воле Божьей.

ПРОЩЕННАЯ ПРОСТОТА

Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
Надеюсь на Господа, надеется душа моя;
на слово Его уповаю.
Псалом 129 – Псалтирь
Душа человека, смирившаяся с непостижимостью божьего замысла, открывает пространство цельного созидания мироздания. И потому, становясь цельной, становится простой. Посмотрим на опыт слова «простой», чтобы воссоздать это внутреннее состояние.
ПРОСТОЙ – от древнего приставочного корня*pro-/pra- и основного *sъtъ. Приставочный корень тот же, что и в предлоге про , а второй – тот же, что и в стоять, стать. Корень про-/пра- восходит к древнему славянскому мифологическому представлению «проникающее движение сквозь пространство и/или время»: через прошлое, настоящее и будущее во времени, или через навь и явь в правь в пространстве духовного мира. «И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (От Луки, 4:29-30). Простой путь проходит не по кривой «вокруг да около», но прямо к цели. В истинной простоте нет лукавства, внутреннего преломления света или разделения. Она цельна и свободна от темных разрушительных сил. Старшее значение слова простой, сохранившееся и в церковнославянском, и в современном польском языке, - «прямо стоящий», «истинный», «цельный». В славянорусском языке и мировосприятии слова простой, прямой, правдивый до сих пор воспринимаются как близкие по смыслу: простой человек говорит правду прямо, и прямой человек говорит просто и правдиво. Различают святую простоту и простоту, которая хуже воровства. М.Фасмер указывает на соответствие слов простой и правый греческому слову orthos «правильный» и русскому слову прямой. Противоположный простому – сложный человек. Народная мудрость, собранная В.Далем: «Простота да чистота — половина спасенья. Простота, чистота, правота — наилучшая лепота. Простота человека к богу приводит. В простых сердцах бог почивает. Где просто, там ангелов со сто. Живи просто, выживешь лет со сто». Простота – это первоначальное, безгрешное состояние цельного человека: подобно Богу тройственное стояние в истине. Бог Троица прост, единосущен и неразделен: «Троица есмь проста, нераздельна, раздельна личне, и единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух» (Великий канон св. Андрея Критского, День первый, песня 6, Троичен). Образованный подобно Творцу простой человек не должен страдать от внутренней разделенности и противоречивых устремлений духа, души и плоти. Для современного сложного человека единственным путем примирения с собой и достижения святой простоты является прощение: «Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене твоего ради». Богослужебный возглас «Премудрость! Прости!» призывает тех, кто сидит, встать прямо, ибо проносимое сквозь Царские Врата Евангелие являет собой Христа, грядущего в мир. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, правыми (прямыми) сотворите стези Ему» (От Матфея, 3:3).
Как видим, в опыте этого слова также присутствует движение сквозь время и пространство, в правь, в измерении которого происходит становление. Но все же, каким образом, простота связана с прощением. Посмотрим внимательнее на опыт слова «простить».
ПРОСТИТЬ - Происходит от праслав. *prostiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. простити, также «исцелить», русск. простить, укр. прости́ти, болг. простя́ «прощу», сербохорв. опро̀стити, опро̏сти̑м, словенск. prostíti, prostím «простить», чешск. prostit «освободить». Связано с *рrоstъ; см. просто́й.
Итак, прощение связано с исцелением, освобождением от вины. И это делает человека простым. Другими словами, для того, чтобы исцелиться, то есть стать простым, нужно простить. Но поскольку ис-целение исходит из целого, в котором пребывает Бог (см. про исцеление разума Дух премудрости), то человеку нужно вернуть высокую цену чести Святого духа, которым человек жив (см. про честь Нить благочестия). А для этого нужно попросить Бога о помиловании.

Чтобы увидеть внутреннее ощущение вопрошания с мольбой, просьбой к Богу, посмотрим на опыт слова «просить».
ПРОСИТЬ – современные российские этимологи вслед за Максом Фасмером традиционно возводят это слово к тому же корню, что и латинское рrесоrārī /прекорари/ «просить, умолять». Древний корень слова рrесоrārī западные этимологи воссоздают как *prek-«мольба, просьба». Корень *prek- тот же, что и греческом προσευχῆ /просэвхи/ «молитва», и в английском pray /прэй/ «молить, молитва». Исконно ПРОСЬБА – это мольба, молитва, обращенная прежде к Богу, а затем и к людям ради Бога. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» (От Марка, 11: 17). В древнегреческом оригинале этого стиха вместо «домом молитвы» написано «οἶκος προσευχῆς» (икос просевхис). Корнесловно Цервковь можно назвать домом ПРОСЯЩИХ. «Проси́те (в греческом оригинале αἰτεῖτε /этейте/ - одного корня с *αἶτος /эйтос/ «доля, жизненная сила, вечность») и да́стся ва́мъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отве́рзется ва́мъ: вся́къ бо прося́й прiе́млетъ, и ищя́й обрѣта́етъ, и толку́щему отве́рзется. Или́ кто́ е́сть от ва́съ человѣ́къ, его́же а́ще воспро́ситъ сы́нъ его́ хлѣ́ба, еда́ ка́мень пода́стъ ему́? Или́ а́ще ры́бы про́ситъ, еда́ змiю́ пода́стъ ему́? А́ще у́бо вы́, лука́ви су́ще, умѣ́ете дая́нiя бла́га дая́ти ча́домъ ва́шымъ, кольми́ па́че «насколько больше» Оте́цъ ва́шъ небе́сный да́стъ бла́га прося́щымъ у него́» (От Матфея, 7:7-11). Близко родственным («ветвенное родство» по терминологии А. Шишкова) корню *prek- является *perk-, тот же, что и перечить, прекословить, поперек. По-моему, древний корень *prek-/ *perk- является составным из двух праязыковых первокорней: *per- и *kъ. Корень *per- тот же, что и в первый, переть, перед, прежде, пра-, про-. Корень *kъ- – тот же, что и в вопросительных местоимениях къто, который, чей, и еще многих. Сочетание древних корней *per-«мольба, просьба» и *kъ «обращение, присоединение» в единый составной корень *prek-/ *perk- на русской почве породило слова ПРОК «польза для будущей жизни», ПРОЧИТЬ, ПРОЧНЫЙ (буквально «пригодный для вечной жизни»). Вопросительное местоимение КТО исконно означает «который из двух?». Слово КОТОРЫЙ, по данным этимологических словарей, является однокоренным с КТО. Здесь скрыто коренное представление о двойственном выборе между первым (порождающим, главным) и вторым (порожденным), между добром и злом, истиной и ложью, настоящим и кажущимся. Древнейшая потребность в осознанном выборе между добром и злом у нас в крови. Она лежит в основе психических ПРОЦЕССОВ (слово от того же корня, что и ПРОК, ПРОЧИТЬ) человека. ПРОСЬБА-ВОПРОС – это основа любого рассуждения и разумного познания, в основе которого лежит поиск на вопрос «добро это или зло?». Глубинное основополагающее представление о необходимости выбора «между двумя» ранее поддерживалось в славянорусском языке особыми грамматическими формами двойственного числа, ныне почти полностью утраченными. ПРОСИТЬ корнесловно означает задавать ВОПРОС: «Которое из двух прежде второго?». «Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А кáк вам кажется (мнится)? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал тó же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (От Матфея, 21: 28–31).
Итак, молитва или просьба всегда связана с вопрошанием, в котором заключен вопрос, что есть добро, а в его ядре суть освобождения и исцеления - истина, но к которой душа человека восходит. По сути, речь идет о том, что просьба об освобождении и прощении есть вопрос об истине.

Как помним, корень истины тот же, что в стоять, стать - *sъt-. Но и слово «простой» связано со значением «стать, становиться». Таким образом, именно переживание истины делает человека простым, освобожденным, то есть прощенным.

Подсказкой для нас могут стать слова Христа: «Я есть путь, истина, и жизнь». Как видим, истина возникает лишь после Пути. А после Истины обретается Жизнь. Другими словами, само путешествие к жизни есть изначальное вопрошание, молитва и просьба к Богу об исцелении.

Путь, который Господь являет, про-ис-ходит из пространства «здесь и сейчас», вхождение в которое открывает путеводный луч, центральная ось, вокруг которой происходит круговращение времени. И лишь после него, вернее, после прохождения пути через, сквозь него, человек из своей немощи может попасть в Святая Святых Бога – в вечное пространство неизменного, в котором пребывает полнота Истины и созидается полнота Жизни.

А теперь воссоединим весь путь очищения души, испытывающей слова «Страхом Господним исполнится». Душа, которая имеет вопрос, всегда просит о внутреннем желании очищения, и потому молит Бога о том, чтобы Он явил Истину, поскольку чувствует, что ей самой не под силу сделать то, что способен сделать лишь Творец. Переживание, которое становится отправной точкой души есть переживание дрожания слабого, немощного перед превосходящей движущей силой, смирение перед которой и открывает путьдверь Христа. Проход через дверь душой воспринимается как ощущение рубежа, на пороге которого происходит круговращение времени. Внутри этого кругового вращения душа испытывает очищение и катарсис, сопровождающийся переворачиванием душевного потока мыслей и пропусканием через фильтр, очищающим душу от загрязненных помыслов и ошибок. Пропущенная через сито, душа получает награду – в нее начинает сочиться очищенное Слово БожьеКровь Христа, которая, проходя через сердце и разум человека, попадает в кровь и преобразует течение мыслей, связывая, сливая это течение с вечным источником благодати (дарения блага). Очищенной в результате круговращения душе открывается, что основа жизни происходит от действий путеводного луча. Устремляя свой разум к лучу, чистая душа возносится и попадает в пространство вечного и неизменного, в котором пребывает искомое - Истина. Обретение истины на мучивший ее вопрос, преобразуют ее отношение к Жизни, освобождая от прошлого и будущего, помогая снова открыть настоящеездесь и сейчас. Пребывая в ныне, душа становится цельной, освобожденной и простой, то есть спасенной. Душа обретает прощение и Жизнь.
*Этимология слов взята с сайтов Викисловарь и словаря-справочника pervobraz.ru

Вам может понравиться

Close
У вас есть вопросы?
Свяжитесь со мной.
Буду рада вам помочь)

с уважением,
Екатерина Макаревич,
основатель The Virtuoso
Telegram
Messenger
Phone